Научная обстановкаМинуя биографические подробности, которые при наличии должной любознательности найти довольно несложно, начнём с того, что молодой Зигмунд получил довольно широкое медицинское образование, по крайней мере насколько это было возможно в ту пору. В числе прочих довольно широких интересов попала и френология (наука о мозге, в том числе анатомия мозга). В конце 19-го века, когда ослабли церковные запреты и спала некоторая зашоренность общественного мнения, паталогоанатомические исследования приобрели широкий, а не эпизодический характер. Тогда особенно активно стали возникать и проверяться самые разнообразные материалистические гипотезы природы различных заболеваний, вплоть до психических расстройств. Но до фантастического по тем временам современного лабораторного оборудования было ещё весьма далеко (в частности, до применения мозговых электродов и измерению микротоков мозга "оставалось" ещё более полувека), а методы обнаружения и исследования патологий психики в результате очевидных механических изменений и повреждений головного мозга ещё только развивались. Павловское учение о рефлексах также было пока за горизонтом, а эволюционная теория бытовала пока только в дарвиновской интерпретации "теории происхождения видов"... Результатом практического изучения проблем анатомии мозга и её связи с психическими проявлениями, которой Фрейд посвятил несколько лет, явилось разочарование в новомодных гипотезах и утверждение в необходимости поиска новых подходов к старым методам исследования такой тонкой субстанции, как человеческая психика. То есть оставалось совершенствовать прежнее лечение "разговором ни о чём" в сочетаниями с новомодным электрошоком, ваннами, массажами и прочими отвлечёнными физиотерапевтическими процедурами... Как происходит "изгнание бесов"?В 1889 г. Фрейд прошёл годичную стажировку в Париже у известного тогда гипнотизёра Шарко. Смысл открытий Шарко в том, что зачастую случаи кажущихся физическими расстройств являются крайним (истерическим) проявлением психологической защиты. Разумеется, гипноз и сам по себе чрезвычайно интересен как метод "заглядывания в душу" и "зомбирования" поступков подопытного пациента. Шарко же использовал гипноз для исследования душевных процессов. В течение его гипнотических сеансов пациентки с "безнадёжно парализованными" конечностями не только демонстрировали обычные для гипноза удивительные способности, но и "вдруг" могли полностью владеть своим телом! Анализ происхождения истерических параличей показывал, что их происхождение вызывалось желанием обратить на себя повышенное внимание в семье, отстраниться от домашнего труда и т.п., то есть недуг применялся как средство выражения протеста против <обычно> внутрисемейных событий, возражать которым открыто оказывалось невозможным в сложившихся обстоятельствах по этико-религиозным мотивам и в силу прочих ограничений господствующей культуры. То есть по сути в различных сочетаниях симптомов и гипнотерапии воспроизводилась хорошо известная религиозная процедура "изгнания бесов". Но было в методе одно, но очень значительное отличие -- церковный ритуал, публичная церемония, требующая соблюдения целого ряда условий и носящая коллективный характер, превращалась у Шарко в медицинскую процедуру без налёта мистики и чуда, требующую участия лишь врача и пациента, могущую стать рядовой и обычной. Но эта особенность уединённости метода вскрытия застарелых скрытых душевных проблем требовала от руководителя процесса (врача) несравненно большей интеллектуальной подкованности, образованности и смекалки, в отличие от религиозных деятелей, использующих гипноз в совокупности с коллективным бессознательным (общественным мнением) публики, т.е. своих прихожан. А теоретического обоснования процесса фактически ещё не существовало. Ну и наконец сам по себе гипнотический метод доступен не всем врачам и работает не со всеми пациентами. Поэтому было крайне важно разработать что-то более универсальное, приложимое к большему числу ситуаций и обстоятельств. Вернувшись из Парижа, Фрейд серьёзно задумался о подоплёке человеческого поведения. Так началось создание одного из элегантнейших частных случаев (уточнений) естественного отбора для того его направления, где в качестве одного из факторов в борьбе за выживание включился интеллект... Зарождение теорииФрейд был не первым, кого интересовали исследования в сравнительной анатомии мозга и влиянии его на психику. Особый интерес представляли, разумеется, влияния патологий развития и полученных в течение жизни мозговых травм на изменение психики индивидуума, связь различных отделов мозга с частями поведения. Но исследователи, изучающие такую статистику, сталкивались с "обескураживающим" в те времена фактом, что в "человеческих" компонентах поведения (мораль, этика, эстетика, религия и прочие проявления культуры) физически оказалась задействована лишь малая доля мозга. Этот факт, подхваченный как всегда ни в чём не смыслящими журналистами, до сих пор эксплуатируется с образовательными мотивами: "Большинство людей задействуют, мол, только 5% своего мозга..." Успокою оптимистов -- мозг растёт с получением новых знаний и навыков (с выработкой условных рефлексов, выражаясь научно), и пресловутый "процент" растёт вместе с ним, но не за счёт глубинного т.н. белого вещества, а за счёт нарастания коры (серое вещество, "извилины"). Для пессимистов же, скорбящих по якобы "незадействованной" подкорке -- тоже хорошая весть: она и так задействована "по умолчанию" (и порой даже "сверх всякой меры", т.е. лишая сознательную часть душевной комфортности бытия). Причём тем самым образом, что и у других животных. Ведь только вдумайтесь! Собака например, всегда отличит собаку от несобаки, невзирая на размер и лохматость. А подойдя ближе, определит и половую принадлежность. Человек же, если в случае с собакой может порой и запутаться, то человека же определит быстро и легко, под какого бы иного зверя тот не был замаскирован, или видя другую особь своего вида впервые (вспомните Маугли у Киплинга!). Ну и как Вы, дорогой читатель, полагаете, ГДЕ "впечатана" эта информация? Где происходит обработка множества сигналов из внешней среды, позволяющая "необъяснимо предчувствовать" какие-либо события и явления, и прозванная за свою загадочность "интуицией"? БессознательноеВ общем-то, если осознать, "прочувствовать" теорию естественного отбора (далее ТЕО, не путать с теорией Дарвина, оставлявшего, за неизведанностью многих фактов в те времена, львиную долю теории вероятностей за т.н. "божественным промыслом") и творчески использовать её в качестве инструмента, то выясняется, что человек может если не многое, то всё! ;) ...Тогда внутреннему взору открывается замечательная по своей ясности картина живого мира с пониманием, как например не только предугадывать, но и формировать пол будущего ребёнка. Или прожить столько и так, сколько и как хочется. И уж гораздо меньше становится соблазнов отдавать свою тушку на съедение дельцам от того самого кровавого бизнеса, что более известен в народе под торговой маркой "медицина" (о медицине >>)... Но мы отвлеклись, вернёмся к мозгу. Так вот где же "сидит" то, что, начиная с простейших и бактерий, сотни миллионов лет двигало и продолжает оставаться движущей силой выживания особи? Где располагаются центры агрессии и азарта, ощущения голода и жажды? Фрейд подвёл черту под трудами классиков искусства и культуры по обнажению (ярчайшие примеры -- Леонардо да Винчи, Достоевский, фрагменты произведений которого чаще других приводятся Фрейдом в качестве хрестоматии) и по сокрытию, подавлению (Библия и другие т.н. "священные" книги) этих осуждаемых, но необходимых элементов жизни... Хранилище этого -- основная, самая массивная часть полушарий, так называемое белое вещество, а психические проявление деятельности этих "тёмных" сил было названо Фрейдом бессознательным.Рождение ПСИХОАНАЛИЗАИтак, отныне понятие невроза определяется сравнительно просто: конфликт неосознанных стремлений с запретами, налагаемыми культурой. Т.е. в общем-то, конфликт "коры" и "подкорки" головного мозга. Позднее выяснилось, что основы для этих конфликтов закладываются ещё в раннем детстве, впоследствии маскируясь и преследуя человека в течение всей жизни в виде остатков детских страхов, фантазий, обид и т.д... В норме их отзвуки слабы и проявляются в сновидениях (трюки, применямые сознанием для подавления и/или маскировки естественных мотивов, исходящих из бессознательного, поистине фантастичны -- в этом может убедиться всякий, кто видел сновидения -- во сне можно не только "найти" потерянную вещь или "явственно увидеть" предполагаемое в будущем событие, но и осуществлять заветные желания, чрезвычайно противоречащие запретам и моральным нормам, наложенным воспитанием в подростковом и более позднем периоде, т.е. противоречащие культуре). Крайняя патология заключается в попытках индивида осуществить навязчивые идеи наяву, либо наоборот, в полный "уход в себя" с отстранением от бытийных проблем. Для более мягких случаев характерен невроз (один из симптомов явного невроза -- постоянная влажность рук). Но и эта "малость" не совсем соответствует определению "здорового человека" (т.е. человека, способного счастливо жить и работать)... Зачем же нужны были эти исследования и умозаключения? Для поиска методов исцеления души, т.е. для лечения этих самых неврозов. Теперь вспомним, что гипнотический метод Шарко помимо явного преимущества индивидуального сеанса имел серьёзный недостаток -- неуниверсальность в применимости гипноза, как с точки зрения владения им врачом, так и в смысле податливости ему пациента. Условно говоря, случай поддающегося гипнозу пациента не представлеют такой уж безысходной проблемы, ибо порой могут быть более менее успешно исцелены на коллективном гипнотическом сеансе в церкви. Помощь же менее зависимым и менее манипулируемым личностям в те времена психотерапии была весьма скудна -- электрошок, ванны, примочки и рекомендации отдыха на курорте... Тем необычнее на этом фоне был предложенный Фрейдом метод свободных ассоциаций, беседы "врача в кресле с пациентом на кушетке" в совместном поиске внутренних проблем последнего (ср. с процедурой церковной исповеди), не дающими ему счастливо жить и работать. А впоследствии родилась и весьма самостоятельная область психиатрии, обросшая впоследствии собственными техниками, терминологией и особыми приёмами и названная основоположником психоанализВывод первой части:Как и у всякого другого животного, человеческий мозг от рождения несёт массу наследственной информации (бессознательное), как совсем древней (со времён бактерий, о вечном поиске лучшей доли), так более поздней (стайно-стадные инстинкты, как искать "своих") и специально человеческой (что нужно, например, ходить на двух ногах и как определять противоположный пол). В процессе развития человечество насочиняло массу запретов и ограничений, создав тем самым культуру. Конфликт бессознательного с культурными требованиями не у всех проходит гладко, приводя к неврозам, которые совершенно бесполезно пытаться устранять массажем, электрошоком и ваннами, но можно добиться ощутимых результатов, используя психоанализ, вскрывая глубинные мотивы душевного конфликта, преодолевая сопротивления и расшифровывая вытеснения для достижения По теме рекомендую почитать:
|