* * *

Философия жизни,

или

За что ругают Фрейда, но боятся прочитать?

""

Введение

На фоне контрастно противоречивых мнений критики, от восторженно-восхваляющих психоанализ как науку либо как "откровение" до обвинения его последователей в чуть не сатанинском сектантстве, существует весьма объёмная прослойка людей, честно признающихся, что Фрейда они не читали. Отношение большинства из них к основоположнику психоанализа выражается примерно так: "Я Фрейда не читал, но осуждаю саму идею..." (примечательно, что некоторые всё-таки заглядывали в поисках "чего-нибудь этакого", но, обнаружив суховатые научно-философские тексты и разочаровшись, предпочитают делать вид, что "не читали" :) Таким тоже читать дальше бессмысленно, ибо кроме дополнительного скрежета зубов, эти заметки никаких эмоций такому персонажу не дадут. Текст предназаначен внимательным и интересующимся жизнью людям, собирающимся почитать Фрейда или просто усомнившимся в справедливости где-то услышанного упомянутого (или подобного) идиотского утверждения. В конце концов не у всех находится время (или стимул? ;) на чтение "чего-то сомнительного" ;)

Здесь я сразу начну с FAQ (или ЧаВо -- Часто задаваемых Вопросов и странных тезисов), т.е. попробую разобраться, чем же не нравится иному народу идея психоанализа вообще и персона основоположника в частности. А уже на последующих трёх страницах (1 2 3) я конспективно отображу (в своем, разумеется, восприятии (IMHO) философскую точку зрения Фрейда, условно разделённую на три периода, в хронологии развития его мировоззрения)

Итак

FAQ

  • -- Говорят, что у Фрейда для объяснения человеческой психики во главу угла поставлен только голый СЕКС...

    Действительно, при определённой лености ума в совокупности с чтением "по диагонали" некоторых работ второго (из трёх, на которые условно можно разделить творчество З.Фрейда) периода может сложиться впечатление, что, кроме гениталий и впечатлений от них, ничего больше не обсуждается. Некоторые работы вообще написаны в жанре дневника и предназначены служить иллюстративным примером для уже постигших концептуальную основу. А для прочих же -- тоска смертная ;)) Их, в общем-то, и в сборники включают достаточно редко.

  • -- Можно ли ознакомиться с положительной сутью философской концепции Фрейда в менее "откровенной" форме, если, например, чтение в таком медицинском виде осуждается Церковью?

    Всякая церковь (не путать с религией!), как и любой другой бизнес, не может не осуждать как ересь всякое посягательство на коммерческие проекты, которые она считает "своими". А её ведущие маркетологи (пардон, теоретики "слова божьего") несомненно изучают оригиналы, сколь упорно они бы этого и не отрицали. (В частности, психоанализ разложил по полочкам суть исповеди и, существенно углубив и усовершенствовав этот механизм [введя для него термин катарсис -- очищение] успешно практикует его и по сей день).

    Если же дело в личной стыдливости, то (если Вы всё-таки считаете это для себя необходимым) для более чутких душ рекомендую труды неофрейдиста-неомарксиста Э.Фромма (например "Душа человека", "Искусство любить" или "Из плена иллюзий"). Синтезируя философии Фрейда и Маркса, этот автор в общем-то верно интерпретирует положительные идеи обоих, причём довольно популярно и не забывая поругивать классиков именно там, где Вы (в силу традиций воспитания) этого как раз и ожидаете :)

    Хотя по большому счёту, за исключением только нескольких работ, труды Фрейда представляют собой медицинско-философские тексты без чего-то "этакого".

  • -- Можно ли где-либо кратко, но по существу ознакомиться с концепцией Фрейда? Но не поверхностно и однобоко, а пообъективней и в целом.

    Короче и ёмче, чем на этих трёх страницах (1 2 3), пожалуй больше нигде :) (хотя если где найдёте -- непременно известите -- поставлю ссылку)

    Или вот Фромм -- не кратко, но по существу -- кроме того, что сам умный дядька был, очень толковый последователь и популяризатор Фрейда и Маркса. Хотя и несколько размыто, но гораздо более понятно и читается легко и быстро. Но совсем всё-всё -- безусловно, только в оригиналах.

  • -- Бытует мнение, что весь этот Ваш фрейдизм суть часть мирового еврейского(/масонского/западного/и пр. -- нужное подчеркнуть) заговора по развращению человечества. Недаром, подобная литература захлестнула нашу страну после "перестройки".

    Стройность концепции устройства человеческой психики, как и стройность любой концепции вообще, дорогого стоит. Можно, конечно, и прочие теории, описывающие природные явления и законы природы, обозвать ересью и удовольствоваться иными объяснениями устройства мира, например из разнообразных религий или детских сказок. Хотя, строго говоря, там всё то же самое, только несколько иными словами :)

  • -- Основатель философского критического рационализма Карл Поппер, как известно, по ряду разработанных им же критериев не признавал психоанализ наукой. Или же Вас не убеждают столь логичные опровержения?

    Карл Поппер -- выдающийся философ-логик (если кто-то до него ещё не "добрался", настоятельно рекомендую ознакомиться хотя бы с какой-нибудь маленькой работкой).

    Психоанализ же, судя по структуре возражений личным признаниям в тех же текстах, Поппер оценивал по дискуссиям с одним из своих друзей -- Альфредом Адлером, бывшем ученике и сподвижнеике Фрейда (изобретателе термина "комплекс неполноценности"), совершенно необоснованно возомнившим себя со временем самостоятельным психоаналитическим мыслителем. Если в его работах заменить сочинённый им же термин "индивидуально-психологический анализ" простым и привычным "психоанализ", то иногда получится посредственное изложение Фрейда, чаще же -- бред сивой кобылы, включающий, в целях достижения дешёвой популярности, якобы споры якобы с Фрейдом, а на деле -- осуждение высосаных из пальца "неверных тезисов", вовсе Фрейду не принадлежащих, как нетрудно убедиться, ознакомившись с оригинальными текстами классика.

    А тот якобы "психоанализ" в том виде, который представлял Попперу Адлер, действительно нельзя характеризовать научностью подхода.

    И чтобы не возвращаться к этой теме, здесь же можно припомнить второго, наиболее известного ученика Фрейда -- Карла Густава Юнга, который так же отчасти развил, расширил и углубил другую область теории Фрейда -- психологию масс (им был введён удачный термин "коллективное бессознательное", рассматривающий, в частности, удивительное сходство образов "змеев горынычей" и прочих героев ужасов в легендах различных народов и сновидениях вовсе неграмотных племён и индивидуумов, феномены учащения именно во времена кризисов "появлений НЛО" и прочих "чудес", в том числе "явлений Богоматери", и почему означенный персонаж никогда и никому не является, скажем, в Саудовской Аравии :). Вспоминаю я здесь Юнга к тому, что при всей полезности и завлекательности его работ, при чтении фрагментов, где он "спорит с Фрейдом", следует помнить, что он, также как Адлер, спорит с собственными фантомами, а оригинальные мысли Фрейда ему в этих "спорах" только помогают ;)

    По мере же развития Фрейдом его теории психоанализа, её тезисы уточнялись, закреплялись, перерабатывались, отбрасывались и синтезировались новые. Все труды Фрейда имеют вполне научный характер с должной непрерывной опорой на мнения коллег, цитаты из произведений мировой культуры и собственные исследования.

    Научность теории Фрейда (эх, куда же смотрел Карл Поппер?! Не иначе как только на Адлера ;) в том, что она не только интерпретирует события и факты из прошлого (чем занимается не только наука, но и разнообразные псевдонаучные культы), но и позволяет прогнозировать события и действия. Именно в случае с теорией Фрейда ряд его естественнонаучных прогнозов были блестяще подтверждены, помимо прошлого опыта человеческого, ещё и современными научными исследованиями -- по мере создания приборов и методов, обладающих необходимой чувствительностью и точностью.

  • -- А ещё Фрейд употреблял и пропагандировал кокаин...

    Да, было такое дело... ;)) Тогда кокаин только начал проникать в Европу в качестве стимулятора, немного более сильного, как полагали, чем кофеин в кофе и чае. Фрейд использовал его для повышения умственной работоспособности и рекомендовал (друзьям и даже в отдельной статье) как тонизирующее средство. А о привыкании к кокаину (и, как следствие, причислению его к наркотикам) стало известно лишь спустя некоторое время.

  • -- Любая женщина Вам скажет, что т.н. "вагинальный" оргазм, выдуманный Фрейдом "для женщин", -- полная чушь.

    Вот, знаете ли, две трети мужчин не могут (не хотят) доставить женщине удовольствие, из них половина -- безнадёжно :( А медицина про это говорит: "две трети женщин фригидны, из них половина -- безнадёжно". И кому верить?!;)

    И этот Ваш тезис известен, но его поддерживает отнюдь не любая женщина (хотя и многие ;) По-видимому, согласие или несогласие с этим предположением вариабельно и зависит в равной по своей неизвестности степени как от психологической, так и от физиологической конституции сексуальных партнёров, т.е. говоря попроще, от душевного склада и некоторых размеров... :)

  • -- Но ведь существует и масса других воззрений и школ в психологической науке, в том числе и исследующих психологию личности!

    Кроме случаев скрытого плагиата, когда деятели психологической науки (начиная от учеников и ближайших сподвижников -- Юнга и Адлера) стараются "подискутировать" и "поопровергать" Фрейда в попытках (к сожалению, часто небезуспешных) повышения своего собственного рейтинга и авторитета, а также в поисках дешёвой популярности, остальные антитезисы носят исключительно заказной характер. И не мудрено -- ведь теория, помогающая человеку в осознании своего "Я", в отмежевании от стадных рефлексов и в избавлении от неврозов достаточно вредна любой организации, о степени тоталитарности которой довольно несложно судить как раз по публичному отношению её идеологов к психоанализу.

    Разгон Института Психоанализа в 30-х годах предшествовал началу сталинских чисток и "закручиванию гаек". Теория Фрейда оказывалась под запретом для частного лица в годы укрепления фашизма в Германии и во времена "культурной революции" в Китае. Нежелательна техника психоанализа и для паствы ("стада" -- лат.) любого религиозного течения, ибо познание психологии личности каждой овцой крайне невыгодна для пастора (пастуха -- лат.).

    В нормальной же психологической науке серьёзных возражений Фрейду в практически нет.

    исторический экскурс

    Когда-то на излёте застоя студенты факультета психологии с пеною у рта пытались доказать мне, что "Фрейд-де устарел, с того времени психология рванула далеко вперёд, а отечественная <тогда советская -- прим.> наука уже успела дать ряд выдающихся имён...". Разумеется, все эти настроения они выносили с тогдашних лекций, ибо большинству, как всегда и везде, самим думать было лень :(

    Однако, забредая на родной факультет всего несколько лет спустя (уже в годы "перестройки") и ностальгически подслушивая лекции, они неожиданно для себя вдруг обнаруживали, что преподаватели совершенно сменили тон относительно развития психологии начала ХХ века. Подлавливая после лекции любимых профессоров, бывшие студенты вопрошали: "Как же так?!", на что те, разводя руками, улыбались и говорили: "Ребята, это ж была всего лишь "плата за вход" (было в советские времена такое понятие -- чтобы донести что-то достойное "из-за бугра", нужно было хорошенечко это обругать и привести параллели отечественного превосходства)! Надо было слушать "между строк", самим читать первоисточник и делать выводы!"

    А надо заметить, что тексты Фрейда в те годы бывали в только в факультетской библиотеке, причём в единственном машинописном(!) экземпляре, выдавались только для чтения в зале. А в стране труды Фрейда найти было практически невозможно, по крайней мере без риска пойти по этапу "за распространение запрещённой литературы"!...

    Тяжело было осознавать уже типа "окрепшим" головам, что своей невнимательностью и нелюбознательностью они сами себя и одурачили, ибо вместо ёмких по смыслу классических текстов они штудировали "водянистые" раздутые труды отечественных и зарубежных разрешённых "классиков жанра", на деле -- способных переписчиков, доносивших советскому читателю завуалированную форму передовой мысли, как когда-то Борис Гребенщиков представлял своей разножанровой музыкой энциклопедию зарубежного рока (сейчас иные ругают его за плагиат, но в те времена иной возможности для отечественного слушателя не было), или как братья Стругацкие синтезировали свои советские литературные бестселлеры по мотивам недоступной советскому читателю мировой фантастики... Но это так, сравнительное лирическое отступление ;-))


  • -- Фрейд, по его собственному признанию (!), не открыл ничего нового, а только лишь обобщил человеческий опыт, выраженный в произведениях литературы и других памятниках искусства, многое "вычерпав" из работ коллег. Глупо называть его за это великим учёным и тем более гением...
    ..."Тайны супружеского алькова" могут играть важнейшую роль
    д-р Брейер, психиатр, учитель и наставник Фрейда
    ...Единственный полезный рецепт
    для женщины с больными нервами и мужем-импотентом
    -- это "взять нормальный пенис и повторить дозу"

    Рудольф Хробак, один из ведущих гинекологов того времени
    ...Но в таких случаях это всегда зависит от гениталий - всегда, всегда, всегда!
    Шарко, французский психиатр, известный опытами по использованию гипноза для анализа истерических проявлений.

    Как и полагается замечательному философу, Фрейд ознакомился с мнениями многих современных ему коллег а также с литературными и историческими источниками, ибо плод его размышлений именно в обобщении и анализе мирового опыта наблюдения за считающиеся "скрытыми" мотивами поведения индивидуума и их дальнейшим сокрытием и подавлением различными религиозными процедурами, ритуалами, и прочими общественными проявлениями в целом (т.е. собственно культурой). Никогда не стесняясь ссылаться на мнения коллег и прочие источники, Фрейд философски синтезировал их опыт, выбирая полезное и не застревая на ошибках, что и позволило создать психоанализ, применение которого, помимо лучшего научного осознания природы, позволило "здесь и сейчас", конкретным пациентам оказывать помощь, которая, в отличие от исповеди (или кокаина ;) излечивает душу, а не временно улучшает состояние, приводя к возникновению зависимости в ней... А Вы говорите "ничего нового"...





Если у Вас появятся новые мысли, как по мотивам этих тезисов, так и более серьёзные, уже по прочтении, -- обращайтесь, список вопросов остаётся открытым.

И, как это бывает со всякой серией вопросов, надо бы её подытожить и извлечь мораль :) На рубеже XIX и XX веков австрийский психотерапевт доктор Фрейд в процессе понимания сущности лечебного психотерапевтического воздействия на пациентов разработал революционную и намного опередившую своё время, как по научному, так и общественному значению, теорию психоанализа, и по сей день одну из определяющих как развитие психологии и философии, так и естественннаучный подход к изучению природы человека.

О развитии теории и практики метода я и попытался очень сжато рассказать в эволюционно-идейном порядке (совпадающим, соответственно, и с хронологическим) на следующих трёх страницах

  1. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, или чем занято 90% мозгового ресурса;
  2. для ПРОДОЛЖЕНИЯ РОДА необходимо оставить потомство...;
  3. ... и вовремя уйти!
--| ещё на сайте |--
бактерии | инфузория | коловратки | о медицине | экология
 



наверх
index

©opyright -- Егор Мальцев




 Самый полный и актуальный список-каталог зоомагазинов Москвы

Hosted by uCoz