* * *

Философия жизни,

или

За что ругают Фрейда, но боятся прочитать?

Часть 3. Смерть -- неочевидный, но неотъемлемый элемент естественного отбора,
управляемый бессознательным.

<< Часть 2.



Провал в бездне бессознательного

 Зигмунд Фрейд

Накопление практического опыта психоанализа уже не могло не подталкивать к расширению толкования функций бессознательного. Обострения таких "традиционных" чувств, как голод и жажда, оказалось могут заглушаться не одним лишь либидо. В той или иной степени всякий может вспомнить, как "затягивает бездна" при взоре, например, с крыши высокого дома. А это уж никак не связать с либидо. По мере накопления психоаналитического опыта в терапевтических сеансах, особенно у людей, переживших какие-либо катастрофы, Фрейд подметил, что , значительную часть мыслей и сновидений занимает повторение воспоминаний экстремальных эпизодов, из которых чудом удалось выбраться живым. То есть таких эпизодов, в которых не было ничего "хорошего" в привычном понимании этого слова, о которых никто не скажет: "Это были лучшие часы моей жизни"... А поскольку уже было совершенно очевидно, что работа сновидения всегда направляется на решение жизненно важных вопросов, то такая направленность была совершенно необъяснима с точки зрения нужд либидо или, иными словами, главенства "принципа наслаждения". Ощущалось несомненное присутствие "за кадром" каких-то тёмных сил...



История философии

Отвлекаясь на время от глубокого познания естественного отбора, заключающегося в игре случайных комбинаций в том самом известном биополимере под названием ДезоксирибоНуклеиновая Кислота (или, по-народному, ДНК), попробуем вместе с Фрейдом осмыслить понятия "жизни" и "смерти".

Для примера нам подойдёт простейший организм (какая-нибудь бактерия или хоть та же инфузория-туфелька). Известно, что подобные одноклеточные организмы размножаются простым делением, причём цикл "деление-рост-деление" в зависимости от условий среды (концентрация пищи, температура и т.д.) занимает совсем немного времени -- от минут до нескольких часов. При делении изредка происходят мутации, в результате которых одна из (или обе) получившихся "половинок" может быть не совсем точной копией "оригинала", но обычно (в подавляющем большинстве случаев) дочерние клетки отличаются от родительских лишь размером, и то лишь очень короткое время. Так вот теперь вопрос: как считать продолжительность жизни? То есть если считать ли смертью исчезновение оригинала при делениик, то получается, скажем, полчаса. А если до тех пор, пока жива хотя бы одна точная копия? Тогда в грубом приближении получается "просто" почти ВЕЧНОСТЬ(!!!), или, по крайней мере, тысячи оборотов нашего шарика вокруг своей звезды (т.е. лет). И это в то время, когда самозванный "венец творения", человек --- всего-то несколько десятков оборотов...

Или вот ещё многие черви (между нами, сравнительно высоко организованные существа) не только восстанавливают недостающие рты и хвосты при разрезании пополам, но размножаются вегетативно безо всякого разрезания. У некоторых видов кольчатых червей (например, у аулофоруса) на члениках просто образуются дополнительные рты, и червь постепенно распадается на самостоятельные части (т.е. размножается почкованием). И из одного экземпляра можно получать сотни, тысячи, миллионы особей (как, в общем-то, и из традесканции :). То есть корректней было бы считать не особями, а килограммами и тоннами, ибо особь-то как-бы одна и та же...

Ну вот и где предел этому беспределу? ;))

А предел-то тоже вроде как существует. В устоявшейся культуре бактерий, то есть при достижении некоей пороговой численности, при которой часть особей действительно погибает (не оставляя "половинок") и концентрация становится примерно постоянной (теоретический же "выход", т.е. потомство одной бактерии через сутки составил бы 1020-1022 особей, т.е. что-то около 4 тысяч тонн!!!). То есть воспользовавшись некоторыми приёмами математической статистики, можно подсчитать и сказать: "средняя продолжительность жизни такой-то бактерии в таких-то условиях составляет в среднем примерно столько-то (10-20...) делений...

Но ещё в XIX веке известный биолог Вейсман провёл замечательный по своей идее эксперимент. После деления бактерии он отсаживал "половинку" в каплю свежей питательной среды и пронаблюдал таким образом более 3 тысяч(!) делений, после чего остановил этот оказавшийся бесконечным эксперимент (это ведь и так уже месяцы(!) круглосуточного наблюдения)

В ходе работы Вейсмана дополнительно выяснилось, что для "бессмертия" среда не обязательна должна быть стерильно свежей, а только лишь свежей от своих, то есть относительно своего вида. Другие такие же бактерии не должны оставить там следов присутствия, иначе жизнедеятельность может и прерваться.

Если взять на вооружение основу "информационного сопровождения" жизни -- ДНК, то эволюцию придётся представить как расширение разнообразия способов сохранения наследственной информации. Когда-то "ошибка" в ДНК привела к тому, что одна клетка простейшего однажды не разделилась окончательно, образовав колонию таких "неразделённых" ("ошибка" прочно закрепилась и подобные виды колониальных простейших существуют в изобилии).  Зигмунд Фрейд Из поколения в поколение клетки колонии всё сильнее функционально специализировались, образуя различные ткани и органы. Всё это время практиковался "изобретённый" ещё инфузориями частичный обмен наследством (ДНК), впоследствии с полным разделением полов... А для лучшего взаимного нахождения раздельнополыми особями друг друга появился и мозг, эволюционирующий при заселении новых экологических ниш, оставаясь "заточенным" под поиск пищи и полового партнёра (впоследствии добавилась "забота о потомстве")... И на всём протяжении этой захватывающей истории борьбы за выживание одним из главных элементов являлась смерть, то есть своевременный уход "сыграших в эту игру" и оставивших потомство старых особей. С этой точки зрения любое многоклеточное животное, и человек здесь не исключение, суть колония сильно специализированных для сохранения наследственной информации клеток, а повторяющийся цикл "рождение-спаривание-смерть" суть необходимый элемент закрепления и совершенствования этой информации. И если рождается особь сравнительно независимо, то ответственность за остальные два этапа -- спаривание (обмен ДНК) и смерть (уступание жизненого пространства новым, возможно более успешным комбинациям ДНК) -- полностью возлагалась на мозг, с прилагающимся инструментарием химических сигналов.

Блестящая гипотеза об "особой" химической сигнальной функции продуктов жизнедеятельности у живых существ нашла своё экспериментальное подтверждение опять-таки лишь сотню лет спустя, по достижении должного уровня развития оснащения научного эксперимента и сопутствующего оборудования.

Если в водной среде такие сигналы могут улавливаться всем телом (по крайней мере у сравнительно несложных организмов -- простейших, кишечнополостных, червей и моллюсков), то для сухопутных видов для этого осталось обоняние (это также впоследствии экспериментально подтвердилось). И всякое долгожительство связано в наипервейшую очередь с количеством и близостью особей своего вида (точнее с концентрацией их запахов).

Но мы немного забежали вперёд.

Эрос и Танатос

"Что с человеком ни делай, -- он упорно ползёт в могилу!"

М. Жванецкий

Теперь, независимо от того, засчитываете ли Вы, уважаемый читатель, смертью клетки исчезновение в результате деления или же только по прекращению жизнедеятельности всей популяции (или сообщества) клеток, обнаружим-таки, что обе этих смерти -- свойство благоприобретённое в процессе естественного отбора. А Фрейд оказался первым, кто серьёзно и подробно обосновал эту концепцию, хотя к толкованию, в общем-то, основной проблемы всякой философии (и, соответственно, "краеугольному камню" любой религии) -- "проблемы жизни и смерти" беспрестанно пытались подступиться философы всех поколений и направлений.

Остаётся слегка забавным тот факт, что для прояснения такой стройной и гармоничной картины мира оказалось не достаточно наблюдений за бактериями и иных последствий животноводческой науки, но потребовалось залезть в подсознание, подбираясь к роли смерти в жизни через мозговые импульсы, скрытые мотивы бессознательного, через доказательство наличия, помимо инстинкта к размножению (Эроса), ещё и "смертного желания" (Танатоса) у человека, и только потом, "сверху" распространить этот подход на прочие формы жизни.

В любом случае заслуга Зигмунда Фрейда в создании и развитии даже столь уникального инструмента психотерапии и самопознания, каким оказался психоанализ, влияние которого на весь спектр общественных наук (от педагогики до политтехнологий) трудно переоценить, заметно тускнеет перед его вкладом в элегантное логическое заполнение "недостающего звена" в эволюционной теории жизни, которым явилось развитие философской концепции "противоборства в союзе" Эроса и Танатоса -- удовлетворения сексуального инстинкта (принципа наслаждения) и своевременного ухода особенно неудачных особей.

"...И если мы несёмся через льды,
не чувствуя ни холода, ни боли,
То всё это ни для какой нужды,
А только ради смерти и любови...
"

М. Щербаков, "Ковчег неутомимый"



По теме рекомендую почитать:

  • "По ту сторону принципа удовольствия"(первый серьёзный разбор "смертельной" озабоченности бессознательного)
  • "Я и Оно" (Последняя крупная работа Фрейда, подытоживающая результаты, полученные психоанализом при исследовании структуры бессознательного -- последующие труды были небольшими, не настолько этапными и носили преимущественно обзорный характер)
  • и посмотреть: великолепный философский фильм "Легенда о Нарайяме" (Narayama Bushiko, Сехей Имамура, Япония, 1983, "Пальмовая ветвь" Каннского фестиваля) -- искал его в МР4 года три, и недавно нашёл-таки здесь

<< предыдущаявыводы >>

--| ещё на сайте |--
бактерии | инфузория | коловратки | о медицине | экология
 



наверх
index

©opyright -- Егор Мальцев




 Самый полный и актуальный список-каталог зоомагазинов Москвы

Hosted by uCoz